ОПУБЛИКОВАНО: Форис Ю.Б. Экспертов не судят? Назначение и
использование судебных экспертиз // В журнале "Бизнеs-консультант", № 7
(15). - Киев, 2004. - С. 42. |
Ю.Б. Форис, научный сотрудник Киевского НИИСЭ |
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ |
Нередко противоречия между законодательством, "походя" регулирующим
судебную экспертизу, и специальным, посвященным регулированию данного
правового института, законодательством вызывают затруднения у предприятий,
учреждений, организаций и граждан, участвующих в судопроизводстве. Обращаем
Ваше внимание на наиболее проблемные аспекты судебной экспертизы. |
Правовой институт судебной экспертизы предусмотрен в
Конституции Украины (пункт 14 статьи 92), Законе Украины "О судебной экспертизе"
от 25.02.1994 г., процессуальных кодексах Украины: Уголовном, Гражданском,
Хозяйственном, а также в Кодексе Украины об административных правонарушениях и
Таможенном кодексе Украины, многочисленных подзаконных нормативных актах. Помимо
этого, парламентом Украины принято немало законов, прямо или косвенно
регулирующих назначение, проведение и использование судебных экспертиз. К ним, в
частности, относятся Законы Украины "О предпринимательстве" (ст. 4), "Об
адвокатуре" (ст. 6), "Об обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие
в уголовном судопроизводстве" и т.п. |
Прежде всего, следует обратить внимание
на разницу между понятиями "экспертиза" и "судебная экспертиза". Последнее было
введено Законом Украины "О судебной экспертизе" для обозначения экспертиз,
назначаемых в рамках судопроизводства. Судебная экспертиза, в отличие от
"обыкновенной" экспертизы, назначается, проводится и используется в
судопроизводстве в строгом соответствии с нормами процессуальных законов
(кодексов), в частности, в гражданском и хозяйственном судопроизводстве она
может быть назначена только судом, как на стадии подготовки дела к рассмотрению,
так и на стадии рассмотрения дела по существу. В административном
судопроизводстве судебная экспертиза может быть, кроме того, назначена органом,
к чьей юрисдикции относится административное правонарушение, а в уголовном
судопроизводстве - органом дознания и следователем. Адвокатура Украины, с целью
расширения полномочий по защите интересов предприятий, учреждений, организаций и
граждан в суде, инициировала изменения в существующий порядок использования
специальных знаний в судопроизводстве. Так, были приняты статья 6 Закона Украины
"Об адвокатуре" и дополнения в УПК Украины (ст. 48), согласно которым адвокат
может получить и представить суду в качестве доказательств некое "заключение
специалиста". Возникла коллизия норм, когда: во-первых, заключение экспертизы,
назначенной судом, подменяется заключением лица, обладающего необходимыми
специальными знаниями, полученным адвокатом вне процедуры судопроизводства;
во-вторых, адвокат может получить такое заключение в интересах клиента, а нормы,
регулирующих получение и введение в судопроизводство такого заключения самим
"клиентом", отсутствуют. |
Практика пошла по такому пути: суды рассматривают
данные "заключения специалиста" не более как обоснование необходимости в
назначении судебной экспертизы; никакой юридической силы они не имеют, опираться
на установленные с их помощью факты при постановлении решения и ссылаться на них
в решении по делу как на доказательства нельзя. Однако, если лицо, написавшее
такое заключение, то есть сам специалист, будет приглашен в судебное заседание,
предупрежден об уголовной ответственности за заведомо неправдивое заключение по
статье 384 УК Украины, назначен экспертом по делу, и подтвердит данное им ранее
заключение, - это заключение будет иметь такую же юридическую силу, как и
заключение судебной экспертизы. Следует отметить, что никакие доказательства, в
том числе и полученное по всем правилам заключение экспертизы, не имеют для суда
заранее установленной доказательственной силы, то есть выводы экспертизы могут
быть отвергнуты судом с обязательным указанием мотивов несогласия с
ними. |
Практика судебно-экспертных учреждений МВД, МОЗ и МЮ Украины решила
вторую проблему указанной коллизии норм просто: заключения специалиста (справки
специалиста) выдаются на запросы не только адвокатов, но любых предприятий,
учреждений, организаций и граждан. |
Не решена на сегодняшний день коллизия
норм, возникшая в связи с принятием Закона Украины от 12.07.2001г. "Об оценке
имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в
Украине". Сфера действия данного закона была распространена на судебные
экспертизы и судебных экспертов, и затронула порядок назначения, проведения и
использования судебных экспертиз. Вместо упомянутых заключений (справок)
специалиста в случаях, когда решаются вопросы оценки имущества и имущественных
прав, судебно-экспертными учреждениями и негосударственными судебными экспертами
составляются Акты, предусмотренные данным законом. Однако, по данному закону,
акты должны подписываться руководителем оценочной структуры, а не лично
экспертом, что исключает персональную уголовную ответственность за заведомо
неправдивое заключение. |
Исходя из этого, практика пошла на компромисс: форма
указанных Актов, составляемых для судов, несколько отличается от теоретической
модели закона в той части, которая касается порядка составления, утверждения и
согласования данных Актов. Хуже то, что данный закон навязал судебным экспертам
методики оценки имущества и имущественных прав, тогда как методы и подходы к
решению экспертных задач у судебных экспертов и оценщиков коренным образом
различаются. Эта коллизия норм пока не нашла своего разрешения. |
При
использовании заключений экспертизы практикующие юристы нередко сталкиваются с
коллизиями норм, регулирующих судебно-экспертную деятельность, и использование
судебных экспертиз в судопроизводстве. Судебно-экспертная деятельность
регулируется в основном административно-правовым методом, и в этом смысле есть
иерархия государственных судебно-экспертных учреждений, тогда как нормами,
регулирующими использование судебных экспертиз в судопроизводстве, такая
иерархия не предусмотрена. Например, можно ли пожаловаться на действия судебного
эксперта и кому нужно адресовать такую жалобу? Если претензии к эксперту
касаются составления заключения, нарушений прав истца или ответчика по делу при
составлении заключения или при процедуре его подготовки, - то с этими вопросами
следует обращаться непосредственно к суду, который ведет дело, выражая их в
форме ходатайства о назначении новой экспертизы и поручении ее производства
другому эксперту (экспертам, экспертному учреждению). Если претензии к эксперту
касаются поведения (например, грубость и т.п.), то в этом случае составляется
жалоба и она направляется в структуру, которая находится на более высокой
ступени административной иерархии, чем эксперт. Для сотрудника государственного
судебно-экспертного учреждения - это директор данного учреждения или
руководитель его структурного подразделения, в котором непосредственно работает
эксперт. Если в качестве эксперта выступал сам руководитель судебно-экспертного
учреждения - это соответствующее структурное подразделение (отдел, департамент и
т.п.) министерства (ведомства), в системе которого функционирует данное
судебно-экспертное учреждение. Если речь идет о негосударственном судебном
эксперте (специалисте) - предпринимателе, то жалобу следует направлять в
Центральную Экспертно-квалификационную комиссию Министерства юстиции
Украины. |